Махинации с кредитными карточками имеют собственную историю. Всё
начиналось с обыкновенной кражи либо потери карточки. Затем появились
карточки - подделки, махинации при помощи компьютера и т.д. Компании
посылали по почте договора, рекламные проспекты своим потенциальным
клиентам. Часть этой информации перехватывалась. Таким образом,
узнавали номера карточек. С помощью этих номеров по телефону делался
заказ товаров. Некоторые продавцы добавляли к чекам дополнительные
суммы. Таким образом, клиенту приходилось платить, если он не замечал
изменения в сумме, за несовершенные покупки. Только в 1973 году потери
компаний по карточкам составили $288 млн. или 1.15 процента от продаж,
сделанных с помощью карточек. На черном рынке T&E банковские
карточки шли по $200 и выше. С ростом \"предложения\" цена снижалась. К
1969 году к.к. можно было купить в партиях по 100 штук по цене $100
каждая. К 1971 году по $10. Цена зависит от того, как недавно украдена
карточка. Самой ценной на черном рынке была карточка авиалиний, которая
шла за $100-200 - в два раза дороже любой другой. Это было связано с
тем, что авиакомпании не выпускали предостерегающих бюллетеней или
\"черных\" (горячих) списков. В начале 1970-х годов потери авиакомпаний
составляли $20 млн. ежегодно из-за махинаций с карточками. Кредитные
карточки газовых компаний также были в цене на черном рынке - $50-100.
Это объяснялось тем, что на большинстве \"бензиновых\" карточек не
указывается срок окончания действия карточки, а также отсутствует
подпись; к тому же немногие служащие бензоколонок проверяли черные
списки. BankAmericard и MasterCharge \"шли\" за $50-75 , Diners Club за
$40-60 , Amex (American Express) за $30-50, Carte Blanche за $20-30.
Согласно Nilson Report от апреля 1971 года источниками черного рынка
карточек были: проституция - 40% всех потерь в долларовом исчислении,
ограбления и кражи со взломом - 35%, похищения на почте - 15%, другие -
10%. Произошел курьёзный случай, когда заключенный тюрьмы (в середине
1960-х годов) выписал и получил товаров на $2000 при помощи украденной
карточки Diners Club. В 1971 году в Los Angeles произошел такой случай
подделки. Преступники печатали подпольно карточки, имея информацию о
подлинных номерах. Самые сложные для нахождения были карточки \"пасты и
бритвы\" (\"Shave and paste\" cards). Изобретатели удаляли выпуклые
имена и цифры лезвием бритвы и приклеивали другие. Другим источником
нарушений по карточкам была самая обыкновенная беспечность владельцев
кредиток, которые забывали их повсюду. В 1973 году в США было забыто 35
млн. карточек. Борьба с нарушениями Лица, использующие
незаконные карточки, подвергались штрафу в размере $10,000 или
5-летнему тюремному заключению, если потеря от такой карточки превышала
$5,000. В 1972 году была проведена инспекция на почтовых участках и
вскрыто 436 случаев мошенничества (98% подозреваемых были осуждены).
Сами компании карточек создавали собственные структуры для борьбы с
преступлениями. Была создана Ассоциация инспекторов по кредитным
карточкам. Основная деятельность ассоциации - предотвращение краж и
предупреждение банков и продавцов о потере или краже карточки. Были
предложения добавить фотографию к обратной стороне карточки. Однако
этот проект оказался слишком дорогим и неэффективным. В 1970
году стали использовать систему двойного датирования. Держателю
карточки сообщалось, что ему послали карточку и что компания должна
получить подтверждение о получении карточки клиентом. Наиболее
эффективным методом борьбы с нарушениями стали \"горячие списки\". К
1980 году потери по карточкам составили $250 млн. или 0.29% от $145
млрд., полученных компаниями карточек. Причем основную часть потерь
\"приносили\" банковские к.к. - 0.52%, бензиновые карточки 0.12%.
Банки, ассоциации карточек, кредитные бюро, независимые организации,
разработчики технологий объединяют свои усилия для борьбы с
мошенничеством. В 1990-е годы компании карточек ежегодно
теряют $1.5 млрд. Citibank отреагировал на потери выпуском карточек с
фотографиями на обратной стороне карточки. VISA и MasterCard ввели
программы, направленные на удостоверение личности клиента во время
совершения покупки. В конце 1992 года Mastercard International сообщила
потери от мошенничества в мировом масштабе в размере $382.5 млн., что
говорит о 17% роста по отношению к 1990 году. VISA сообщила о потере
$719.3 млн. за 12 месяцев (сентябрь 1992 г. - сентябрь 1993 г.), 26.7%
- ный рост с 1991 года. Amex сейчас апробирует новую электронную
систему проверки подписи клиента. Банк Barclays в Великобритании стал
пионером в использовании систем искусственного интеллекта. Такие
системы через компьютер задают клиенту серию оговоренных вопросов.
Сейчас банк раскрывает около 20 нарушений в день и экономит по $1,469 в
каждом случае. Некоторые компании стали использовать
технологию нервно - психологических свойств человека. Такая система
одновременно анализирует денежный перевод, информацию о продавце и
клиенте, и сообщает вероятность нарушения. Существует определенная
оценочная шкала. Если определенное число очков превышается, информация
передается специалистам, которые решают сложившуюся ситуацию. Следует
отметить, что до 1985 года большая часть махинаций происходила в
\"бумажной\" среде, когда при покупке товаров и услуг с помощью
карточки редко использовались электронные терминалы для моментальной
авторизации покупки. После голосовой авторизации с помощью специального
устройства (импринтера) на торговом чеке или слипе делался оттиск с
карточки в трех копиях. Оригинал чека, подписанный держателем карточки,
вручался ему вместе с товаром. Однако в том случае, если сумма покупки
не превышала установленный для магазина лимит, то голосовая авторизация
не требовалась и проверялась только подпись держателя карточки.
Для предотвращения возможного мошенничества в США для всех фирм был
установлен нулевой лимит, т.е. все покупки должны были авторизовываться
по телефону. В это же время для предотвращения подделок карточек с
помощью украденного белого пластика стали использовать термопринтинг,
позволяющий создавать выпуклые элементы на поверхности карточек. Однако
это ненадолго остановило криминальную деятельность. С появлением
электронных терминалов основным направлением мошенничества стала
подделка или изменение информации, хранящейся на магнитной полосе. Для
борьбы с такими нарушениями было необходимо найти быстрое и достаточно
дешевое решение. Специалисты VISA разработали CVV - Card Verification
Value - определенный номер для проверки подлинности карточки.
Другим средством для предотвращения мошенничества стало использование
индент-принтера, печатающего информацию на карточке в углублениях,
нанесения подписи и другой информации при помощи лазера, использование
специальных оттенков цветов для разных продуктов, нанесение информации
определенным шрифтом, а также введение специальной переливающейся
голограммы c изображением летящего голубя. Все большее число эмитентов
стало помещать на карточку фотографию ее держателя, однако такое
нововведение является скорее данью моде и желаниям держателей карточек,
чем способом, способным остановить преступную деятельность. Происходит
настоящая борьба между специалистами компаний карточек и хорошо
организованными преступными группами. Большинство специалистов
видят решение всех вопросов в введении смарт - технологии, или во
введении электронных чиповых карточек. Развитие последних сдерживается
главным образом из-за отсутствия единого стандарта чиповых карточек.
Повсеместное введение таких карточек может серьезно отразиться на
незаконном использовании карточек и оказать огромное воздействие на
бурное развитие чип - технологии во всех сферах человеческой
деятельности, в том числе на становлении Home Banking - возможности
доступа к банковским услугам и операциям, не выходя из своего
|